Меню Закрыть

На Маньпупунёр с Полиуретаном

По всему миру есть много красивых, таинственных и завораживающих мест, глядя на которые можно задаться вопросом: «как так получилось?». Одним из таких мест является плато Маньпупунёр.

Его местонахождение далеко не секрет, но добраться к нему довольно сложно по причине труднодоступности этой части Печоро-Илычского заповедника. Который, к слову, был создан еще в 1930-х годах. Маньпупунёр находится в списке семи чудес России и охраняется Юнеско.

На языке народа манси «Маньпупунёр» значит «малая гора идолов». Народ коми также называет это место горой идолов, что на их языке звучит как «Болвано-из». А отсюда уже русско-говорящие туристы порой называют её «горой болванов».

Что же особенного можно увидеть на Маньпупунёре?

Не смотря на то, что Маньпупунёр — это плоскогорье, там есть 7 причин почему ваши глаза будут удивляться. Там находятся 7 каменных столбов и далеко не маленьких высотой от 30 до 43 метров! Это громадные столпы, которые завораживают и порождают множество вопросов.

«Официальное их название «Столбы выветривания».Столбы являются геологическим памятником и природной достопримечательностью.

Столбы выветривания — это результат климата, деяний пришельцев или гигантов?

Разумеется, есть множество версий, объясняющих причину, как Столбы выветривания появились. Например, у народа Коми есть легенда, объясняющая, что каменные великаны на Маньпупунёре — это окаменевшие разбойники.

Ученые видят происхождение столбов по-другому. Они объясняют это эрозионными процессами. Иначе говоря, 200 миллионов лет назад гора Маньпупунёр была намного выше, но воздействие внешней среды (ветер, солнце, осадки) постепенно стачивало гору, унося с собой горную породу.

Как попасть на плато Маньпупунёр?

Дорога на плато не только длинная, но и довольно сложная, а также имеет ряд особенностей, таких как ухабы, перевалы, размытые дороги. Плато находится на территории Троицко-Печорского района Республики Коми. Рядом с плато протекают реки Илыч и Печора.

Посещение Столбов выветривания возможно только в составе организованной группы в сопровождении проводника через аккредитованного заповедником туроператора.

В случае, если вы все же смогли добраться своим ходом, то на вашем пути будут встречаться своеобразные блокпосты, на которых будет происходить проверка документов. А без соответствующего пропуска вас ожидает увесистый штраф с последующей экстрадицией с территории заповедника.

Увидеть воочию 7 Столбов выветривания можно круглогодично, но максимально комфортным и удобным временем будут зима и лето. Связанно это с тем, что в межсезонье (весна, осень) дорога сильно ухудшается дождями и паводками, отрезая некоторые пути полностью и делая их недоступными.

Разумеется, к Маньпупунёру есть несколько официально разрешенных маршрутов, преодолевать которые можно на различных видах транспорта.
Отправляться в пеший ход — мероприятие для людей подготовленных (профессиональных спортсменов), но основной костяк туристов, все же люди обычные, желающие увидеть красивое место. Также есть самый быстрый и максимально комфортный вид — это полет к Столбам выветривания на вертолёте. Однако стоит учитывать, что это далеко не дешевый вариант.

Компания Полиуретан с Бандой НИВАводов

Наша компания выступила спонсором экспедиции команды «Банда НИВАводов» на северный Урал. Команда начала свою экспедицию, находясь в Краснодаре. Снаряжения в дорогу взяли очень много и в трёх нивах не хватило места для того, чтобы все укомплектовать, поэтому пришлось цеплять дополнительно прицеп.

«Данная поездка должна показать нам настоящее положение вещей в районе перевала Дятлова и плато Маньпупунёр показать, насколько будет драматично или простецки пройдена дорога», говорит Валентин, в момент, когда машины стоят на стоянке под городом Сальск. После этого экспедиция выдвигается в сторону Волгограда.

День №1 Только начали, а хочется отдохнуть

Передвигаясь по дорогам общего пользования, не заметил, как пролетел день. А эйфория перед стартом и ранний подъем оставили свой отпечаток. Банда НИВАводов ближе к вечеру остановилась на ночлег, дабы набраться сил.

День №2 Покорение каменных джунглей

После завтрака банду ожидал первый отрезок пути в 750 километров в сторону Тольятти. По пути проезжали также город Жигулёвск (название произошло от холмов Жигулёвские горы) – город небольших размеров, зато очень красивый и живописный.

День №3 Без тормозов

3-ий день экспедиции и банда добралась до Тольятти. После прогулки банда отправилась к Самаре догонять потраченное время и продвинуться максимально дальше к Уралу. И на асфальтированной дороге не обошлось без приключений. У одного из участников на ходу соскочил тросик с педали газа. Поломку устранили довольно быстро и отправились дальше. Завораживающие дальние пейзажи – это единственное, что могло хоть как-то цеплять внимание банды НИВАводов.

«Не успел начаться Татарстан, как вдруг начался Башкортостан»

Этими словами прокомментировал свой въезд Валентин.

День №4 Смена обуви

Утро началось с шиномонтажа на трассе между Челябинском и Уфой. Все участники экспедиции переобували своих железных коней в боевую внедорожную резину. Затем, двигаясь по дорогам между предгорьями, проезжали мимо городов Юрюзань, Златоуст, Екатеринбург. В каждом городе были свои достопримечательности, но банда НИВАводов уже начала скучать и поэтому старалась не задерживаться в городах, а продолжать путь, чтобы как можно быстрей начались настоящие приключения.

День №5 Ивдель, МЧС

Наконец банда НИВАводов въехала в город Ивдель, где на последней заправке пополнили запасы топлива, а также отметились у МЧС.

Отметка у МЧС — это очень важно. Не стоит пренебрегать этим действием. Так в сложной ситуации вы можете быть уверенны, что к вам придет помощь.

Вечером, когда экспедиция остановилась на ночлег, был заменен протёртый резиновый пыльник внутренней гранаты, на Полиуретановый (33-05-003).

День №6 Ну, поехали

Началась дорога на перевал Дятлова, большая часть которой – грейдеры. В этот же день добрались до первого брода около реки Вижай.

Поинтересовавшись у встреченной группы тонкостями прохода через данный брод, банда преодолела его с легкостью.
Далее на пути банде НИВАводов встречались различные животные, такие как тетёрка, медведи (порой перебегавшие дорогу) и другие. Это уже был знак, что наконец группа выбралась из зоны городских джунглей.

Также максимально близко увидели последствия пожара Тайги в 2010 году.

Во второй половине дня добрались до реки Ушма. Преодолевая различные броды и подтопленные дороги, банда уверенно покоряла их.
Вечером остановились около базы Ильича. К сожалению, места там было не много, так как территория уже была занята другой группой. Так что вернулись на километр назад и устроились на ночлег около речки.

День №7. Сказка

Утром 7-го дня был поставлен следующий пункт: «перевал Дятлова». «Как только мы отвернули от базы Ильича, началась действительно интересная дорожка» комментировала банда дальнейший путь. Дорога действительно стала более увлекающей. Включала в себя различные перепады, грязевые ямы, торчащие корни деревьев.

«Елочки живописные пошли, очень интересные, будто мох кто-то специально развесил на них.» – описывала банда виды из окон своих авто.

По пути была встречена изба в кедровнике (одна из двух). Подивившись сему строению и оставленным сувенирам, экспедиция отправилась далее по дороге, словно выпиленной в корнях.

Раз полуось, хрясь полуось

После «корневого» участка дороги пошел каменный подъем, который преподнес неприятный сюрприз.

Во время преодоления очередного корня, у Артёма (красная Нива), не выдержав нагрузки, сломалась правая полуось. Но стоит отметить, что его полуоси уже были «потянуты» еще до поездки. Затащив машину с помощью лебёдки вверх по дороге на более ровный участок, банда принялась устранять возникшие неполадки. Используя бывший гарпун от подводного ружья, банде удалось извлечь обломок полуоси.

После ремонта банда приняла решение разгрузить Артёма, дабы облегчить его автомобиль, так как новая полуось хоть и свежая, но из разряда СТОК.

Стоянка Красного Запорожца

Отправившись дальше, банда запечатлела памятное место «Стоянка Красного запорожца». Это место, до которого добрались другие любители экстрима, проделав весь путь на запорожце.

Черканурский замес

Далее банда слегка искупала свои Нивы на перевале Черканур, преодолевая участок дороги, в народе именуемый «Черканурский замес». «И что тут замесного?» интересовались наши участники, чьи ожидания, по всей видимости, не были оправданы.

Возможной причиной тому стала погода, которая была теплой. Было безветренно и довольно сухо, что для этих мест редкость. Помимо красивых лесов встречались и забавные дорожные знаки по типу «обгон запрещен».

«В целом «Черканурский замес» — это просто плохая дорога, которую можно преодолеть с небольшими навыками off-road.»

Так описал Валентин пройденный участок.

Перевал Дятлова

Далее перед подъездом к Перевалу Дятлова банду ожидала дорога, представляющая собой каменную реку (курумник). Преодоление острых и при этом довольно больших камней — это задача не простая. Необходимо аккуратно проезжать их, чтобы не порезать резину и не напороться днищем.

Добравшись до перевала Дятлова, банда сделала памятные снимки, восхитилась красотой места и подивилась таинственности произошедшего. Затем, найдя подходящее место, чуть дальше устроились на ночевку.

День №8.
Курумник, курумник, курумник

Утром 8-го дня в духе старой школы туризма банда оставила будущим группам дрова, расплющила банки и закопала их. Сожгли весь мусор, который можно, собрали лагерь и отправились далее в сторону «Стены» (крутой подъем из ручья).

На высоте около 900 метров банду накрыло густым туманом и сильным ветром. Видимость была очень низкой, а в сочетании с курумником дорога требовала исключительного внимания от каждого участника экспедиции.

Но даже внимания порой не достаточно, чтобы избежать неприятностей. Так, у Владимира правое заднее колесо получило боевое ранение (порез), которое привело к появлению грыжи.

Неприятность быстро устранили и двинулись покорять курумник дальше.

Добравшись до промежуточной точки (небольшой перевал), с которой открывается вид на гору Отортен. Банда немного отдохнула и размяла ноги.

Отортен – это название, хорошо известное исследователям Северного Урала и туристам, возникло в результате ошибки, но утвердилось на карте.

Курумник, пересекающий дорогу, очень сложен, особенно в момент после дождя, когда он становится мокрым. Это приводит к потери траектории движения автомобиля. Машину сносит, уменьшается зацеп. Езда по курумнику у банды оставила свой отпечаток. У одной из Нив сильно износились задние верхние резиновые сайлентблоки с обеих сторон, что послужило поводом для будущей их замены на полиуретановые. Весь процесс замены Банда зафиксировала в последующих видео на своем YouTube канале.

Стена vs Банда

Наконец, добравшись до «Стены» и оглядев сей препятствие, банда незамедлительно принялась подготавливаться к преодолению. Время покорения всеми 3-мя машинами Стены составило 44 минуты.

44 минуты — это не плохой результат! Подлебёживались метра по 4, а все остальное шли сами. Конечно в большинстве своем тут заслуга погоды, так как всё очень сухо.

Ставит точку Валентин.

Отдохни, друг

Далее очередное колесо не выдержало остроты курумника и было оставлено с запиской, в которой банда попросила «колесо не воровать, пожалуйста».

Шиномонтаж или очумелые ручки

Шиноремонтные работы проводятся в боевых условиях. При боковом порезе покрышки, несмотря на целый баллон (камеру), использование колеса в таких условиях, а в данном случае это движение по острым камням — нежелательно. Так как камера может выдавиться через порез и пострадать. Чтобы это предотвратить, банда сделала внутреннюю заплатку из кусочка камеры и второго слоя материала, который не тянется, чтобы и камеру, и заплатку не выдавило наружу. Нанеся герметик на внутреннюю часть покрышки, а затем и на саму заплатку, поместили заплатку во внутрь колеса.

Новые “приключения”

На очередном крутом подъеме колёса на красной Ниве повернулись в сторону друг друга.

Заглянув по ближе, нашли причину: оказалось, что отломалась посередине сошка маятника, то есть бобышка от средней тяги отломалась от бобышки боковой тяги. На решение проблемы у банды НИВАводов ушло около 20 минут.

Подтёки масла

Новый подъем и новые неприятности. У Шевинивы были замечены подтеки масла. Остановившись и оглядев днище, поставили неутешительный диагноз: лопнул корпус раздатки в районе правого крепления. Раздадтка 3-х опорная, но проблема в том, что подушки мягкие, а следовательно от нагрузок рано или поздно всё отвалится. Банда приняла решение оставить автомобиль дожидаться их на обратном пути.

После примерно 20км пути по курумнику банда НИВАводов добралась до лесного участка, где жесткие и острые камни сменились грязью. И банда вместе со своими автомобилями смогла расслабиться и передохнуть от постоянных скачек по курумнику.

В 23.00 Банда добралась до границы Печоро-Илычского заповедника. Найдя площадку для стоянки и ночлега, банда устроилась на отдых.

День 9 Пешая экскурсия

У домика егерей группа встретила своего проводника и отправились уже к самому плато Маньпупунёр. По ходу продвижения банды проводник рассказывал различные истории, связанные с данными местами, а также их географические и исторические особенности.

Сходить с тропинки категорически запрещено по причине наличия медведей в этих кругах.

Маньпупунёр

Через 2 часа банда, наконец, смогла максимально близко увидеть и прикоснуться к Столбам Выветривания. Фотографиями не описать всю громадность этих каменных Болванов. Экскурсовод рассказывал многочисленные теории появления Столбов Выветривания, начиная научными фактами и заканчивая местными байками. Сделав памятные фотографии и подивившись красотами, банда НИВАводов с чувством выполненного долга начала свой путь домой.

Подведение итогов

«Вот и подошла к концу наша экспедиция. Наше уральское приключение, наше путешествие. Не все прошло гладко. В общем, цели, которые мы поставили себе в этой экспедиции, мы достигли. Было это не просто, но и не сказать чтобы очень сложно. Надо отдать должное погоде, которая, в общем то помогла нам справиться с поставленными задачами. Нам осталось 3-4 дня до Краснодара, хоть и по асфальту, но асфальтовые перегоны тоже утомительны. Привет с Урала!» На прощание подводит итоги Валентин.

Так же предлагаем вам ознакомиться с ТО после путешествия:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *