– Как лучше перевозить ледобур на снегоходе? – Как закрепить ледобур на мотобуксировщике?
Если вы когда-нибудь задавались этими вопросами, то эта статья для вас. В ней мы попытались собрать информацию на эту тему и объективно оценить преимущества и недостатки каждого варианта крепления ледобура.
Среди любителей зимней рыбалки нет единого мнения о наиболее удачном способе перевозки ледобура. При этом как правило неизменным остается базовый набор требований:
- надежность (ледобур не отвалится по дороге)
- безопасность передвижения и эксплуатации транспортного средства (ледобур не должен сильно выступать за габариты снегохода, особенно в ширину, не должен создавать угрозу травмирования водителя)
- быстрый доступ к инструменту, когда он понадобится, и возможность так же быстро его убрать
- крепление не должно портить внешний вид снегохода.
Однако в деталях владельцы мототехники расходятся вплоть до непримиримых мировоззренческих разногласий. Попробуем оценить несколько способов крепления ледобура для транспортировки на зимней мототехнике (снегоходе и мотобуксировщике). Сравним плюсы и минусы каждого из перечисленных методов.
Вариант №1: в кофре
Начнем с того, что у владельцев кофра ледобур в сложенном виде может помещаться в кофр, соответственно проблема закрепления бура и большей части остального снаряжения перед ними не стоит. Плюсы наличия кофра тут подробно обсуждать не будем, они очевидны, но самый главный минус – это цена данного аксессуара.
К минусам также можно отнести следующее: незачехленный и незакрепленный внутри кофра бур может повредить другие предметы и сам кофр изнутри. Чтобы уложить бур в кофр, придется каждый раз складывать рукоятку, то есть не получится перевозить готовый к эксплуатации бур в “боевом положении”.
Кроме того, если вначале сборов на рыбалку бур у вас сухой и чистый, то после использования его нужно очищать перед помещением обратно в кофр, чтобы там все не превратилось в мокрое грязное месиво. Можно конечно докупить дополнительно еще и чехол для ледобура, а это опять же лишние затраты и потеря времени каждый раз на расчехление/зачехление.
Ну и у кофра есть определенные ограничения по размерам. Какой-то бур может и не войти, да и кофр возможно установить далеко не на каждую модель снегохода.
Вариант №2: в санях-волокушах
Второй простой и очевидный способ перевозки бура при выезде на “твердую воду” хоть на мотособаке, хоть на снежике – это в санях-волокушах. При таком способе опять же не надо заморачиваться каким-то особым способом крепления, просто уложить все необходимое в сани или прицеп, укрыть и закрепить ремнем или веревкой.
Из плюсов тут – простота сборов: все снаряжение разного размера и произвольной формы по сути можно закрепить чуть ли не за раз одним крепежным ремнем. При смене места все быстро укладывается обратно в корыто.
Ну а из минусов: во-первых, не у всех есть сани. И даже при наличии саней, снегоходчик может выбирать, брать ему сани в поездку или нет. На однодневную рыбалку на снегоходе в одиночку нужно не так уж много вещей, и вполне можно обойтись без саней. А вот ледобур все равно нужен на каждой зимней рыбалке. Так что если сани не являются неотъемлемым атрибутом каждого выхода на подледную рыбалку, то возникает потребность все-таки закрепить бур на самом снегоходе.
В таком случае, закрепив ледобур непосредственно на снегоходе, возможен вариант перевозки пустых саней к месту назначения так сказать “вхолостую” (вверх ногами поверх багажника или кофра) и применения саней уже только на обратной дороге в случае богатого улова.
Вариант №3: при помощи пластиковых клипс
Еще один способ, который часто можно встретить в обсуждениях данной темы, это крепление ледобура (как впрочем и другого инструмента, например, лопаты) при помощи пластиковых хомутов (клипс) для полипропиленовых и полиэтиленовых труб. Это безусловно самый доступный и бюджетный вариант среди способов, предполагающих покупку каких-то приспособлений и аксессуаров.
Такие клипсы можно найти в любом строительном магазине, есть возможность подобрать наиболее подходящий диаметр. Потом только наметить место на каркасе багажника и прикрутить саморезами. Главный минус в их хрупкости и недолговечности.
Поскольку основное предназначение этих клипс – стационарное крепление труб, они изначально не рассчитаны на регулярное извлечение закрепленного предмета. Скорей всего они выдержат неоднократное закрепление бура, если обращаться с ними достаточно бережно. Но рано или поздно неизбежно с одной стороны обломится дужка. Хорошо, если под рукой будет запасная клипса. Но неприятно возиться с переустановкой крепления на холоде и терять время и без того короткого зимнего светового дня.
Из прочих минусов:
- необходимость сверления отверстия в трубах багажника, что может снизить стоимость снегохода при последующей продаже, если такой способ крепления окажется неактуальным для будущего владельца
- хомуты при цене всего пара рублей за штуку часто продаются упаковками, так что если не завалялись где-то после ремонта из прошлой партии лишние, придется купить новую упаковку с гораздо большим количеством клипс, чем требуется.
- такое крепление подходит только для ледобура в сборе, так как бур удерживается за его рукоятку, и не подойдет, например, для крепления запасного шнека другого диаметра отдельно от рукоятки.
- из-за недостаточной надежности и возможности поломки хомута во время движения, скорей всего потребуется дополнительная фиксация стяжным ремнем.
- больше подходит для установки на трубы квадратного или прямоугольного сечения
Вариант №4: специальные держатели инструмента с ремешком
Способ похож на предыдущий, но более удобный и надежный. Можно использовать специальные крепления инструмента с застегивающимися ремешками для предметов круглого сечения. Такие крепления бывают резиновые и полиуретановые. И те и те эластичные, рассчитаны на многократное расстегивание-застегивание, не поцарапают инструмент, но потребуют сверления отверстий на корпусе или раме снегохода в месте установки.
Срок службы будет зависеть от выбранного материала и производителя. Полиуретановые фиксаторы дороже резиновых, но и служат в несколько раз дольше, так как этот полимер не деградирует и не разрушается от воздействия ультрафиолета. Полиуретан не становится хрупким на морозе, не стареет и не деревенеет со временем как резина.
Выбирая готовый фиксатор для инструмента, не нужно тратить время на изобретение собственных вариантов крепления.
Вариант №5: в самодельном “кейсе” из канализационной трубы
Еще один способ, заслуживающий внимания, это перевозка ледобура в импровизированном футляре из трубы. Тоже довольно бюджетный и доступный способ, так как такие трубы тоже водятся практически в любом строительном магазине.
У такого способа есть ряд преимуществ по сравнению с предыдущими:
- можно не заботиться о чистоте и сухости бура при укладывании в бокс
- подойдет для перевозки шнека без рукоятки
- нет ограничения по высоте (длине) бура, а значит крепление подойдет для перевозки ледобура в собранном и готовом к работе состоянии
Однако просто взять трубу и пихать в нее ледобур – не очень хорошая затея, а чтобы сделать из канализационной трубы действительно кейс для ледобура, потребуется время и руки из правильного места:
- потребуется продумать крепление такого тубуса к снегоходу, оно должно быть надежным, при этом желательно съемным. Особенно если это касается крепления на мотобуксировшик, который в свою очередь придется перевозить в машине и лишние выступающие элементы будут значительно увеличивать объем и мешать транспортировке. Ну и на случай выездов не на рыбалку, когда ледобур не нужен.
- потребуется укрепить дно, причем лучше делать его металлическим,
- потребность зафиксировать ручку, которая находится вне тубуса. Ледобур из вертикально закрепленного кейса вряд ли куда-то денется, но незакрепленная ручка при активной езде может соударяться с трубами багажника, а может за что-то зацепиться
- желательно по внутренней поверхности трубы разместить какой-то эластичный материал, который будет гасить удары шнека о внутренние стенки трубы
- фиксированный диаметр трубы. Если делать с запасом для возможности перевозки разных диаметров вплоть до 150-го, то сотка в таком будет сильно болтаться. Ну а если сразу рассчитывать впритык на меньший диаметр, то большой потом не влезет.
Вариант №6: фирменные крепления от производителей снегоходов
Крепления предназначены для недешевых снегоходов, а когда дело касается тюнинга такой техники, дополнительное оснащение от оригинального производителя увеличит их продажную стоимость в отличие от самодельных усовершенствований. И выглядеть будет гарантированно более солидно и стильно, а не “колхозно”. И конечно же при покупке фирменных аксессуаров можно ожидать высокое качество исполнения и продуманное сочетание с моделями, для которых оно проектировалось. Но отсюда очевидные минусы:
- Не универсальная применимость, подойдет далеко не на все снегоходы.
- Покупка креплений может обойтись дороже ледобура, при всем при этом это очень узкоспециализированное крепление и не факт, что удастся приспособить для перевозки другого снаряжения. А приобретение отдельных креплений с таким ограниченным функционалом под каждый вид инструмента и снаряжения может показаться нерациональным даже для владельцев дорогих агрегатов.
- Даже если решились на покупку столь дорогостоящего девайса, возможно придется долго дожидаться поставки в ваш город.
- Крепление некомпактное, имеет выступающие края, есть риск что-то цепануть во время движения, а также зацепиться самому обувью или одеждой.
- Крепления выполнены из металла, и при всей их потенциальной надежности, с ними неприятно работать голыми руками на холоде, к тому же они добавляют снегоходу лишний вес, что может быть критично при движении по пухляку
- При перевозке незачехленного бура в местах соприкосновения бура с кронштейнами будут образовываться сколы и царапины, что впоследствии приведет к коррозии металла в этих местах
Вариант №7: крепления в форме рогаток
Довольно удобным и предпочтительным видом крепления для все большего числа снегоходчиков и “собаководов” становятся так называемые крепления-рогатки. В проушины легко и довольно надежно устанавливается шнек. В моделях с ремешками, он еще дополнительно сверху прижимается эластичными ремешками.
Преимущества креплений рогаток для перевозки ледобура:
- съемная конструкция на скобах с эластичной вставкой не повреждает раму, не требует ее сверления, при необходимости крепления можно снять или переставить на другую сторону
- подходит для всех видов ледобуров: бензиновых, ручных, мотобуров, для любых диаметров шнека.
- можно крепить на трубы багажника как по бокам, так и сзади
- можно установить более одного комплекта рогаток даже с одной стороны багажника, просто расположив их под разными углами: для одновременной перевозки бура и запасного шнека или же пары разных буров (например, ручного и мотоледобура)
- бур не соударяется с трубами багажника и корпусом снегохода, а значит не повреждает снегоход и не тупится сам
- экономия времени на сборы и быстрый доступ к инструменту при необходимости: бур можно буквально за пару секунд достать и так же быстро убрать на место
- если выбирать крепления армированные металлом с покрытием из морозостойкого полиуретана, то изделие прослужит очень долго даже при экстремальных условиях эксплуатации в сильные морозы и при значительных многократных нагрузках, со временем не рассохнется и не потрескается
- полимерное крепление однозначно приятней на ощупь на холоде, чем металл и пластмасса, не подвержено коррозии
- в отличие от перевозки в кофре или санях, у бура есть четко определенное место снаружи снегохода, он не соприкасается с другим снаряжением, а значит не повредит его и внутренние стенки багажного отсека, всегда на виду и под рукой, его не нужно выискивать среди другого снаряжения
- эти же рогатки можно снять с зимней техники и использовать в остальное время года на квадроцикле, например для перевозки триммера, металлоискателя и металлолома
- подойдут не только для рыболовного бура, но и бензопилы (для тех, кому рыбачить в лунке тесновато и нужна целая прорубь)
Из минусов:
- у рогаток могут быть разные виды креплений в основании и нужно обращать внимание на это при покупке и подбирать с учетом того, куда планируется устанавливать (на круглые трубы, профиль или вообще на плоскую поверхность), чтобы потом не допиливать и не изобретать на коленке собственный вариант с токарной обработкой и сваркой
- дешевые варианты с алиэкспресса представляют из себя просто Y-образное крепление без застегивающегося сверху ремешка, а значит фиксация будет недостаточно надежная, нужно обращать внимание на состав комплекта
- может попасться некачественный материал, который плохо покажет себя на морозе
- резиновые рогатки могут иметь довольно резкий и неприятный запах, но впрочем для эксплуатации в уличных условиях, это не так уж и важно
Вариант № 8: крепление вдоль корпуса над подножкой из подручных средств
Тут простор для фантазии: резиновыми ремнями от запаски, обрезками шлангов, самодельными сварными конструкциями. Каждый исходит из того, что имеет в запасе, и возможностей доступа, например, к сварочным работам по индивидуальному заказу. Не каждый сможет собственноручно с первого раза сделать качественное крепление. Этот способ сложно оценивать и сравнивать с другими ввиду большой вариативности, но он однозначно имеет место быть.
Заключение
Если у вас есть мотособака или снегоход и потребность возить с собой ледобур, то скорей всего вы для себя уже выбрали какой-то из этих способов, возможно предварительно перепробовав несколько других. А может быть о каком-то способе вы не знали и теперь попробуете что-то новое. Нам было бы интересно узнать, если вы пользуетесь еще каким-то неупомянутым в обзоре способом. Будем рады, если вы поделитесь в комментариях.
Ну и независимо от выбранного способа, желаем всем успешно отбуриться даже на сложном льду и конечно же удачной рыбалки!